Арт Планета Small Bay

Живопись
Скульптура
Фотоискусство
Астрология
История магии
История искусства

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

А Словарь

Художники, скульпторы, архитекторы


Живописцы, ваятели, зодчие Эпоха, жанр
Аахен Ханс Маньеризм
Аверкамп Хендрик Барокко
Аврорин Василий Русская живопись
Айвазовский Иван Романтизм батальный жанр
Акимов Иван Историческая живопись
Алексеев Николай Русская живопись
Алексеев Федор Городской пейзаж
Алесси Галеаццо Позднее Возрождение
Аллори Алессандро Маньеризм
Аллори Кристофано Маньеризм
Альбани Франческо Барокко
Альберти Леон Баттиста Раннее Возрождение
Альбертинелли Мариотто Раннее Возрождение
Альботто Франческо Неоклассицизм
Альма-Тадема Лоуренс Исторический жанр
Альтдорфер Альбрехт Северный Ренессанс
Альтикьеро да Дзевио Итало-византийское
Амигони Якопо Барокко и Рококо
Аммосов Сергей Русская живопись, пейзаж
Ангишола Софонисба Барокко и портрет
Анджелико Беато Раннее Возрождение
Андреа дель Кастаньо Раннее Возрождение
Андреа дель Сарто Высокое Возрождение
Андреа ди Бартоло Проторенессанс
Анненков Юрий Русская графика
Антонелли Дмитрий Историческая живопись
Антонов Михаил Перспективная живопись
Антропов Алексей Русская живопись, портрет
Антонелло да Мессина Раннее Возрождение
Антониаццо Романо Раннее Возрождение
Аппиани Андреа Неоклассицизм
Аргунов Иван Портретная живопись
Аргунов Николай Русская живопись, портрет
Ардуэн-Мансар Жюль Классицизм Архитектура
Аретино Спинелло Проторенессанс
Арнольфо ди Камбио Готика и Проторенессанс
Арп Жан Дадаизм и Сюрреализм
Артсен Питер Ренессанс и Маньеризм
Архипов Абрам Поздний импрессионизм
Арчимбольди Джузеппе Маньеризм
Аспертини Амико Возрождение и Маньеризм




А   Краткий словарь художественных терминов

Академизм (франц. academisme), в широком смысле – оторванность от практики, от жизненных реалий; в изобразительном искусстве – направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 веков и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Способствуя систематизации и унификации художественного образования, сохранению классических традиций искусства, академизм одновременно насаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Акварель (франц. aquarelle, итал. acquerello, от лат. aqua – вода), краски, обычно на растительном клее, разводимые водой, а также живопись этими красками. Ее основные качества – прозрачность красок, чистота цвета; размывы и затёки создают эффект подвижности и трепетности изображения, мягкости тональных и цветовых переходов. Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил (см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековых Европе и Азии. Чистая акварель в 15–17 веках служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, географических карт, эскизов картин и фресок, а со 2-й половины 18 века стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, поскольку быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Живопись акварелью занимает значительное место в творчестве Ж.О. Фрагонара, Ю. Робера, Э. Делакруа, О. Домье, П. Синьяка во Франции, А. Менцеля в Германии, Р. Бонингтона, У. Тёрнера в Великобритании и др.

Акватинта (итал. acquatinta, от acquaforte -офорт и tinto – окрашенный, тонированный), метод гравирования, основанный на протравливании кислотой металлической пластины сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий к рисунку мягким карандашом; в сочетании с офортом обогащает его игрой тональных и фактурных оттенков.

Акрополь (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен Акрополь в Афинах на возвышающейся над городом скале – гармоничный по масштабам построек, гибкий по пространственной организации, органически связанный с естественным окружением ансамбль, созданный под общим руководством Фидия: парадный вход Пропилеи (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храм Нике Аптерос (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главный храм Акрополя и Афин Парфенон (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.).

Алтарь (лат. altaria, от altus – высокий), жертвенник, первоначально – место для жертвоприношений богам на открытом воздухе. В Древней Греции и Древнем Риме представляли собой отдельные сооружения, часто украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарём называется стол (престол), расположенный в восточной части церкви, на котором совершается во время литургии таинство Евхаристии; в католическом обиходе – также декоративные, в том числе многостворчатые стенки, украшенные скульптурой (см. также Ретабло) и живописью, алтарными картинами. Обычно алтарём называют также всю восточную часть храма, отделенную от молящихся алтарной преградой.

Ампир (франц. empire – империя, собственно – стиль империи), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети 19 столетия, завершающий эволюцию классицизма. Сложился во Франции в период империи Наполеона I: массивные, подчеркнуто монументальные формы архитектуры, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.), обращение к наследию архаической Греции, императорского Рима, Древнего Египта служили для воплощения идей государственного величия и воинской мощи (работы архитекторов Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтена; мебель Ф.О. Жакоба). В ряде стран Европы ампир стал выражением идей государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах (творчество Ф. Шинкеля в Германии и др.).

Архитектоника (от греч. architektonike – строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, композиции круглой скульптуры, объемных произведений декоративного искусства. архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.





Искусство Италии
Искусство России
Искусство Франции
Искусство Голландии



Полная версия сайта

При использовании наших материалов упоминание этого сайта приветствуется!



Copyright © Small Bay Ltd